"Устюжна - городок вологодский.
Ревизора здесь Гоголь писал.
Узких улочек облик неброский
Навсегда в свою память впитал".
Устюжские пряники
Это сейчас Устюжна небольшой городок Вологодской области с населением чуть больше 8 тыс. человек. А в XVI веке Устюжна – центр оружейного дела в России наравне с Тулой. И, конечно же, соревновался городок со знаменитым собратом и в пряничном деле. Устюжские пряники были известны и ценились не менее, чем тульские или городецкие изделия.
Сведений о том, когда в Устюжне начали печь пряники, не сохранилось. Одно из первых упоминаний – челобитная местного посадского человека Проньки Чиркова (1630), просившего царя отдать ему на откуп весь пряничный промысел. Затея Чиркова не удалась, поскольку другие пряничники были против [2].
В письменных источниках можно так же можно прочесть о том, как еще "в 1624 г. устюжский посадский человек В. Чуплов привозил пряники на продажу в Тихвин", а в "Сотной книге" города есть запись, сделанная в 1630 году: "вдова У. Тихоновская, жена Усолца, прянишница". Пожалуй, это первое письменное свидетельство о существовании в Устюжне пряничных династий.
Вот что писал журнал "Советская этнография" 1939 г. об этом вологодском чуде:
"Устюжские пряники, достигающие величины до 40 — 50 см, выпекаются из белой муки с сахаром на мяте или миндальном масле и украшаются прямоугольными накладками сусального золота, реже — серебряной бумаги. Часто снабжаются монограммой заказчика пряничной доски".[3]
Главное отличие устюжского пряника это отсутствие начинки. Не любили вологодские мастера класть в пряничное тесто начинку и считали, что настоящий пряник вкусен без всяких добавок.
Традиция эта сохранилась и по сей день.
Пряничные доски из Устюжны
Сохранилось немало артефактов с тех времен, когда Устюжна смогла похвастаться расцветом пряничных мастерских и торговых лавок, где можно было купить сказочное великолепие и полакомится печатным пряником.
В 1937 году в Устюжне работала экспедиция Русского музея (Л. А. Динцес, К. А. Большева), в ходе которой были собраны пряничные доски XIX века.
Сегодня в музейной коллекции находится 31 пряничная доска Устюжны. В инвентарных книгах указано, что все они были изготовлены в городе Устюжне Вологодской губернии, время производства – XIX век – указано далеко не у всех. Известны три мастера, автора пряничных досок: В. К. Ананьин, М. М. Петрова (правильнее – М. М. Петровых) и И. Г. Романов.
Устюжские пряничные доски были довольно большого размера. По мнению Л. А. Динцеса, формы и сюжеты устюженских пряничных досок не вытесняли друг друга, а существовали одновременно. К числу наиболее распространенных исследователь относил доски с изображениями петухов, пав, осетров, медведей, коней, розеток и цветов. Также широко были представлены сюжеты XVIII века: львы и маскарадные сани. Позднее в пряничных досках Устюжны появились сюжеты, более связанные с окружающей действительностью: продавцы сбитня, рыбаки, генералы, натуралистические изображения животных. [3]
Пряничная доска. Устюжна, XIX век.
Пряничная доска. Рыбак. Устюжна, XIX век.
Появление подобного сюжета в резьбе пряничных досок Устюжны, возможно, следует связывать с посещением города императором Александром I в 1823 году. Не исключено, что местом ее производства могла быть не только Устюжна, но и Тверь. В этом городе также делали доски с резными изображениями генералов. Известно, что между Устюжной и Тверью уже в I половине XVII века существовали крепкие торговые связи. [4]
Пряничная доска. Устюжна, XIX век.
Другим известным и очень распространенным сюжетом устюженских досок было изображение стерляди. Изображение стерляди было одним из самых распространенных не только в Устюжне, но и, например, в Городце и Твери. Тем не менее, техника резьбы этой доски делает возможным подтвердить ее устюженское происхождение и датировать XIX веком. [4]
Устюжские пряничные доски были довольно большого размера. По традиции пряник делали в форме различных фигурок. Мастера вырезали изображения птиц, животных, рыб. Вот некоторые из них.
Пряничная доска. Устюжна, XX век.
Пряничная доска. Устюжна, конец XIX – начало XX века.
Устюжна. 1930-1937 г.
Устюжна, XIX век.
Особо надо упомянуть пряничную доску с изображением льва, которая поступила не из экспедиции 1937 года, а из бывшей коллекции ОПХ. Предполагается, что XVII век как время создания указан в инвентарных книгах ошибочно.
Лев изображен в профиль, но морда его обращена к зрителю, грива обозначена насечками разных формы и глубины. В коллекции Устюженского краеведческого музея находится произведение с практически идентичными сюжетом, техникой резьбы и размерами. Оба произведения по особенностям резьбы находятся в ряду типичных изделий мастеров Устюжны. Можно указать на «ресницы», которые непременно есть у изображений львов, стерлядей, пав и петухов на устюженских досках, а также на дугообразные геометрические фигуры, овалы с заостренными концами и «проросшие» круги, используемые мастерами при вырезании изображений хвостов и лап животных. Исходя из этого, пряничную доску с изображением льва из собрания Русского музея можно атрибутировать как произведение резчиков Устюжны и датировать не XVII веком, а более поздним временем, XVIII – I полови- ной XIX столетия.
«Лев». Пряничная доска. XVIII в. 30х40 см
Надо отметить, что эта доска интересна еще и в другом отношении. На ее оборотной стороне есть изображение петуха, подобное «петухам» мастеров Городца. Однако по технике резьбы это типично устюженское произведение. Мастер, вероятно, имел перед глазами городецкий образец и работал в соответствии с ним. Изделие демонстрирует, какие крепкие связи существовали между центрами пряничного дела в России. [4]
Особенно интересны доски XVIII-XIX века сделанные в форме человеческих фигурок. Женская фигура в национальном костюме и остроконечной шляпой символизировала образ великой славянской богини, а фигурка мужичка в лаптях с коробом разного товара изображала коробейника.
Большая коллекция пряничных досок вологодских мастеров выставлена в краеведческом музее города Устюжна и окрестных музеев в области.
Особый интерес вызывают работы неизвестных резчиков XIX века – подносная выпуклая доска "Вазон" и прекрасно сохранившаяся с резным орнаментом гербовая подносная доска "Двуглавый орел". Истинным произведение искусства является изогнутая форма – доска из Центра традиционной народной культуры села Сизьма. Доска представляет собой плоскую, двустороннюю форму с резными геометрическими мотивами.
Вологодские пряники сегодня
Сегодня бренд "Вологодские пряники" вновь становится популярным. Энтузиасты по крупицам собирали бесценный опыт пряничных мастеров Вологодчины и возродили таки уникальное производство. В августе 2020 года на базе Вологодского торгово-производственного объединения Ярославского филиала АО "Железнодорожная торговая компания" впервые за несколько лет была изготовлена опытная партия знаменитого печатного пряника.
Правда, пряник собираются изготавливать как сувенирную продукцию. По предварительным подсчетам, килограмм знаменитого лакомства будет стоить около полутора тысяч рублей. При его производстве будут использоваться только натуральные продукты высшего качества: вологодское сливочное масло, мука высшего сорта, натуральные добавки – отдушки и т.д.
Ежегодно в Вологде проводятся пряничные выставки – продажи, на которых можно увидеть и попробовать красивый вкусный пряник из Устюжны, Вологды и поселков области, но уже по более приемлемых ценам для простого обывателя.
1 Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра. М., 1981.
2 Воротынцева Е. А. Старинная Устюжна: из истории города и края с древнейших времен до начала XX века / Воротын- цева Е. А.; Устюж. краевед. музей. – Вологда: Полиграф-Периодика, 2018.
3 Динцес Л., Большева К. Народные художественные ремесла Ленинградской области // СЭ. – 1939.
4 Пудов Г. . «О народном искусстве»//Издательские решения.